RSS
 

Строго следовать требованиям нормативных актов

ДЕЙСТВОВАТЬ В РАМКАХ ЗАКОНА

Полковник милиции В.В, ОСИН,

заместитель начальника лаборатории ВНИИ МВД России,

кандидат юридических наук

 

Стремительный рост криминальных проявлений, усиление организованности, сплоченности, технической оснащенности преступных группировок, их обрастание коррумпированными связями вызывает необходимость использования в борьбе с организованной преступностью неординарных мер.
Особое место в этом ряду занимает Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 1994 года «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности». Он расширяет установленные процессуальным законом возможности расследования тяжких преступлений (ст.71 действующего Уголовного кодекса).
При наличии достаточных данных о причастности лица к банде или иной организованной преступной группе Указ допускает до возбуждения уголовного дела проведение экспертиз, назначение предварительных проверок финансово-экономической деятельности, имущественного и финансового положения не только заподозренного лица, но и его родственников или проживающих с ним в течение последних пяти лет других лиц. Это позволяет в течение длительного времени скрытно накапливать на различных материальных носителях информацию о преступной организации и ее участниках, готовить на ее основе доказательственную базу. Подобные ограничения демократических прав и свобод граждан характерны для законодательства многих государств.
Принятие вышеупомянутого Указа, как известно, вызвало неоднозначную реакцию в обществе: от горячего его одобрения до полного неприятия.
Противники Указа высказывали опасения, что он «развяжет руки» правоохранительным органам для полного произвола, повлечет массовые нарушения законности, возврат страны чуть ли не к 1937 году.
По нашему мнению, оснований для таких тревог нет.
В то же время, несомненно, у ряда наших работников может возникать соблазн расширить применение норм Указа, субъективно толковать отдельные его положения, что действительно приведет к нарушениям законности и даже его компрометации.
Чтобы избежать этого, уберечь работников органов внутренних дел от ошибок в реализации положений Указа, считаем необходимым высказать следующие соображения, рекомендации.
Прежде всего, следует помнить, что применение норм Указа возможно только при наличии достаточных данных о причастности лица к банде или иной преступной группе, обоснованно подозреваемой в совершении не любых, а тяжких преступлений и только по согласованию с органами прокуратуры. Их использование по иным основаниям может рассматриваться как должностное преступление или преступление против правосудия.
Разумеется, вся эта работа должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона об оперативно-розыскной деятельности. Он определяет, что каждый факт оперативной проверки на причастность лица к банде или иной организованной преступной группе должен регистрироваться, а ее результаты накапливаться в делах оперативной проверки. Только такой подход позволяет защитить законопослушных граждан от произвола, а правоохранительные органы от обвинений в нем. Уместно напомнить, что согласно ст. 5 Закона об оперативно-розыскной деятельности лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, полагающее, что в отношении его проводились оперативно-розыскные мероприятия, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о характере полученной в отношении его информации. Отказ от предоставления таких сведений может быть обжалован в судебном порядке.
Гарантом законности получаемых результатов оперативной деятельности является предусмотренный законом исчерпывающий перечень мер, которые могут использоваться сотрудниками оперативных подразделений для решения стоящих перед ними задач, — применение видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, а также других технических средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью личности и окружающей среде. Оперативные подразделения могут использовать помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными познаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе. Нельзя не сказать о таком важнейшем способе получения данных о действиях бандформирований, как внедрение в такие группы штатных работников подразделений, ведущих борьбу с организованной преступностью.
Видимо, нет необходимости подчеркивать значение непосредственного участия оперуполномоченных в разработках преступных групп.
Здесь и профилактика, и своевременное пресечение деятельности бандформирований, и достоверность информации.
В этой связи представляется целесообразным в штатах крупных оперативных подразделений, ведущих борьбу с организованной преступностью, создать специальные группы из сотрудников, способных внедряться в преступные организации, умело документировать их деяния.
Если органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, должны располагать сведениями о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, по которому обязательно предварительное следствие, то оперативные подразделения, ведущие борьбу с организованной преступностью, наряду с этим должны еще и обладать данными о преступной организации. Точно так же по всем возбужденным делам, поручениям следователя, указаниям прокурора или определениям судов оперативные действия выполняются специализированными подразделениями только при наличии данных, указывающих на признаки преступления, совершенного лицом из преступного формирования. По всем иным преступлениям оперативную работу ведут подразделения криминальной милиции. Сведения о действии преступной организации должны стать главным критерием, разграничивающим деятельность оперативных органов криминальной милиции и подразделений, созданных для борьбы с организованной преступностью.
Разрешая гласно и негласно осуществлять обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, цензуру корреспонденции осужденных, прослушивание телефонных и иных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, закон определяет специальные условия для проведения таких действий. Каждый оперативный работник должен помнить, что проведение подобных мероприятий допускается лишь для сбора информации о лицах, подготавливающих не любые, а только тяжкие преступления, совершающих либо совершивших тяжкие преступления, и только с санкции прокурора, а в соответствии со ст.ст.23 и 25 Конституции Российской Федерации — на основании судебного решения (по мотивированному постановлению одного из руководителей соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность). При этом обследование жилых помещений допускается в исключительных случаях и только с санкции прокурора республики в составе Российской Федерации, края, области и других прокуроров, имеющих аналогичные полномочия.
Лишь при наличии сведений о деяниях, которые могут привести к совершению террористического акта или диверсии, допускается проведение оперативных действий, перечисленных в ст.6 Закона об оперативно-розыскной деятельности, на основании мотивированного заключения одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с незамедлительным уведомлением соответствующего прокурора.
Любые отступления от требований закона лишают доказательства юридической силы и их использование при осуществлении правосудия не допускается. Только через правовые методы работы правоохранительные службы и способны завоевать доверие и уважение граждан России.

Опубликовано в журнале «Оперативно-розыскная деятельность», № 1, 1995 г.

Оставить комментарий

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий.