Преступные доходы и меры борьбы с ними
В. Осин
Кандидат юридических наук
Анализ практики по пресечению преступных доходов свидетельствует о том, что делается это не всегда эффективно. Прежде всего обращает на себя внимание, что на стадии возбуждения уголовного дела у подозреваемых изымаются огромные материальные средства, а суды конфискуют лишь малую долю этого имущества. Так, по выборочным данным о результатах борьбы только с организованными преступными группами в первом полугодии 1995 г. было изъято материальных ценностей на общую сумму более 160 млрд. руб. Однако согласно исполнительным документам по всем уголовным делам, а не только тем, что были рассмотрены в отношении организованных групп, было конфисковано имущества в доход государства лишь на сумму более 5 млрд. руб.
Не может не вызывать тревогу и то обстоятельство, что по составам, где конфискация имущества предусматривалась в обязательном порядке, фактическое применение ее не превышало 65 % в 1993 и 1994 гг.
Криминальная экономическая база не испытывает практического воздействия на нее со стороны государства. Ее мощь позволяет организованной преступности как заботиться о тех, кто отбывает наказание, и их родственниках, так и оплачивать услуги киллеров, государственных служащих и т. п. Для того, чтобы бороться с преступностью в современных условиях, мало только выявлять деяния, осуждать тех, кто их совершает. Необходимы комплексные меры, способные существенно подорвать криминальную .экономику.
В этой связи представляется необходимым прежде всего использовать более эффективно правовые меры, противодействующие получению преступных доходов.
Прежде всего следует сделать открытыми и доступными для общества сведения не только о количестве налагаемых арестов на имущество, но и денежном исчислении такого имущества.
Отдельной строкой в отчетах должна указываться общая сумма конфискованного имущества по приговору суда, а также деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, обращенные в доход государства. Тогда устранится путаница с тем, что же реально изымается и что обращается в доход государства.
Кроме того, надлежащий учет всех преступных доходов, попавших в поле зрения правоохранительных органов, позволит исключить многочисленные злоупотребления с этим имуществом со стороны тех лиц, которым поручено его хранение, реализация и обращение в доход государства.
Учитывая, что значительное число уголовных дел прекращается по различным реабилитирующим и нереа- билитирующим основаниям, требует законодательного разрешения вопрос о том, как поступать с имуществом, которое подлежит конфискации.
Представляется, что в тех случаях, когда к лицу не применяется лишение свободы либо дело прекращается вследствие акта амнистии, помилования или в отношении умершего, конфискация должна проводиться всегда, когда эта мера содержится в качестве обязательной для ее применения. Гуманное отношение к лицам, совершившим преступления, вовсе не означает, что государство в лице его налогоплательщиков должно проявлять гуманизм и в отношении криминальных доходов.
Учитывая огромную латентность экономических преступлений, основная масса средств, аккумулируемых в руках преступников, будет длительное время оставаться вне сфер влияния сложившейся правоохранительной системы. Необходимо радикально менять эту систему, чтобы хотя бы понизить латентность преступлений.
Рыночная экономика требует сдерживать и контролировать средства от криминальной деятельности. В странах, где осознали малоэффективность борьбы с криминальными доходами путем традиционных мер — конфискации и обращения в доход государства денег и ценностей, нажитых преступным путем, были приняты новые законы, противодействующие использованию преступных доходов, а также созданы специальные подразделения, осуществляющие такую работу.
Это позволило, наряду с привлечением к ответственности за преступную деятельность, проводить оперативные и следственные меры, направленные на установление фактов ввода в сферу экономики преступных доходов. Таким образом, преследуют не только лиц, совершивших корыстные преступления, но и тех, кто берется легализовать криминальные доходы, т. е. придать им правомерный вид.
Это позволило выходить на те преступления, которые в силу различных обстоятельств не были известны правоохранительным органам.
Учитывая мировой опыт противодействия преступным доходам, необходимо максимально использовать сотрудничество с международными организациями и отдельными странами. Целесообразно, например, сотрудничество с Группой международных финансовых действий (ГАФИ), эксперты которой разрабатывают рекомендации по предотвращению использования банков и финансовых институтов для «отмывания» денег. Рекомендации ГАФИ необходимо использовать и для развития национального законодательства, и расширения, международного сотрудничества в борьбе с «отмыванием» денег.
Заслуживают внимания предложения о сотрудничестве с Францией и Австрией в этой области. В январе 1990 г. было подписано соглашение о сотрудничестве между МВД СССР и Федеральным Министром внутренних дел Австрийской Республики в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и организованной преступностью.
В статье 2 этого соглашения, в частности, намечается сотрудничество по обмену оперативной информацией, представляющей взаимный интерес; научными методиками, технологиями и результатами экспертных исследований; сотрудниками и экспертами по согласованию; оперативной информацией, связанной с деятельностью организованных преступных сообществ, и в случае необходимости — направлению сотрудников для проведения совместных мероприятий; проведению совместных мероприятий для предотвращения поступления в оборот денег, получаемых в результате преступной деятельности.
Таким образом, для сотрудничества с Австрией в противодействие использованию доходов от криминального предпринимательства существует правовая основа, которую необходимо максимально использовать в борьбе с этим социальным злом. Без максимального использования международного сотрудничества в борьбе с преступными доходами эта работа будет столь же малоэффективной, как и борьба с отдельными видами преступлений. Только международное сотрудничество способно нанести серьезный вред криминальной экономике.
Кроме того, использование международных связей позволяет России даже при отсутствии в национальном законодательстве правовых норм, противодействующих реализации криминальных доходов, бороться с этим явлением с помощью правовых и организационных мер тех стран, с которыми такие соглашения имеются.
Например, используя национальное законодательство Австрии об ответственности за отмывание преступных доходов (§ 165 УК) и за членство в преступной организации (§ 278 УК), а также взаимодействие с отделом по борьбе с организованной преступностью и отмыванием денег (ЭДОК), можно выявлять лиц, которые, совершив преступления в России, размещают преступные доходы в банках Австрии или скупают на них движимое и недвижимое имущество.
Служба ЭДОК, работающая в структуре Министерства внутренних дел Австрии, имеет самые широкие полномочия по контролю за отмыванием денег на территории этой страны. В соответствии с банковским законодательством все банки и кредитные учреждения обязаны сообщать в ЭДОК сведения о всех подозрительных сделках. Для этих целей в каждом банке есть специальный служащий, а в службе ЭДОК круглосуточно такую информацию принимает дежурная часть.
О всех подозрительных сделках в ЭДОК обязаны сообщить и сотрудники национального банка и Минфина Австрии. Они имеют контролирующие функции и могут также знать о фактах отмывания денег. Сотрудники ЭДОК на сутки могут задержать исполнение подозрительной сделки, а при необходимости и провести проверку по факту отмывания денег.
Если подтвердятся подозрения об отмывании денег, то через прокурора получается санкция у судебного следователя на проведение обыска и получение данных по счетам в банках. Если служащий банка знает, что содействует отмыванию денег, он привлекается к уголовной ответственности за соучастие в отмывании преступных доходов. Если отмывание денег произошло по его небрежности, наступает дисциплинарная ответственность.
Специальной службой, созданной при Минфине Австрии, будет особенно тщательно контролироваться банк, в котором установлен факт отмывания денег.
Для того чтобы наступила ответственность за отмывание преступных доходов, необходимы два условия:
- доказательства, подтверждающие совершение деяния, предусмотренного уголовным законом;
- сведения о деянии, характерном для легализации (отмывании) доходов, полученных в ходе совершения преступлений.
Например, при попытке обменять американские доллары на австрийские шиллинги в Вене были задержаны граждане Китая. Основанием послужил специфический запах, издаваемый купюрами.
Проверка по Интерполу позволила в короткий срок установить, что эти деньги были похищены во время бандитского налета на банк в Гонконге. Всего было похищено более 28 млн. долларов.
Дальнейшим расследованием было установлено, что в течение трех лет доллары хранились в сырой земле, поэтому приобрели специфический запах. Попытка отбить запах путем опрыскивания их различными растворами к успеху не привела. Тогда и были наняты два китайца, которым предлагали за 10 % от общей суммы награбленного осуществить обмен долларов в странах Европы. С этой целью они прибыли в Голландию, затем в Швейцарию и Германию, где успели совершить обмен купюр. Только в Вене удалось прервать легализацию долларов, добытых бандитским налетом, и осудить тех, кто пытался их ввести в легальную экономику.
Для того чтобы противодействие использованию в Австрии криминальных доходов, добытых преступным путем на территории России, могло осуществляться, требуется активизировать работу по тем запросам, что были направлены из Австрии о подозрительных сделках, а также провести анализ всей оперативной информации о лицах, использующих банки Австрии для отмывания преступных доходов. Полученные сведения необходимо использовать для привлечения к уголовной ответственности по законам Австрии за сокрытие источников происхождения денег.
Опыт, приобретенный в ходе такой работы, позволит осуществить подобные расследования и в других странах, чьи банки наиболее часто используются для отмывания преступных доходов, полученных в России. Тем самым уже сейчас созданы условия для противодействия использованию преступных доходов и конфискации обнаруженных денег и иных ценностей.
Известно, что значительное число граждан России сумело не только вывезти награбленное имущество за границу, но и получить зарубежное гражданство, надеясь тем самым уклониться от наказания за содеянное. Однако при противодействии использованию криминальных доходов в рамках международных соглашений преступников ждет уголовное наказание, где .бы они ни находились, и смена гражданства даже ухудшает их шансы на уклонение от уголовной ответственности.
Характерным примером может служить расследование уголовного дела в отношении бывших граждан России А. и Б., которые путем мошеннических сделок с нефтепродуктами завладели 15 млн. долларов и перевели их на счет фиктивной фирмы в Австрию. Тогда партнеры по бизнесу в Швейцарии возбудили уголовное дело по факту мошенничества. Однако, пока длилось расследование, А. и Б. сумели не только обосноваться в Австрии, но и получили ее гражданство. Поэтому, когда встал вопрос о их выдаче, возникли затруднения, поскольку по законодательству выдача граждан Австрии для осуждения в другой стране запрещена.
Возникшая проблема была очень просто разрешена. Суд Австрии принял все материалы к своему рассмотрению. Однако адвокат подсудимых заявил, что в России была амнистия и его подзащитные должны быть освобождены от уголовной ответственности. Сотрудники ЭДОК направили в Россию поручение о том, какие были амнистии в России с 1991 г. и освобождают ли от ответственности лиц, осужденных за мошенничество.
Уже более года сотрудники ЭДОК и суд ожидают ответа. От решения этого вопроса зависит, получат ли подсудимые причитающиеся им по закону Австрии 8 лет лишения свободы за мошеннические действия, а также получит ли Россия похищенные у нее 12 млн. долларов, которые
арестованы судебным следователем.
Очевидно, путь, по которому передается поручение из Австрии в Россию и обратно, столь громоздок и проходит через руки такого числа служащих, что растягивается на долгие месяцы.
Анализ исполнения международных поручений свидетельствует о том, что подобные сроки являются обычной практикой. Нередко ответ доходит до следователя и суда через год и полтора. Если хотим реально бороться с преступностью, используя международные соглашения, такой порядок организации исполнения поручений следует ломать. Представляется, что сведения об амнистии могут исполняться сотрудниками криминальных подразделений непосредственно и по факсу.
Таким образом, противодействие криминальным доходам посредством надлежащего учета конфискованного имущества и обращаемых в доход государства денег и иных ценностей, нажитых преступным путем, совершенствования национального законодательства, а также использования международных соглашений и национального законодательства зарубежных стран способно существенно повлиять на эффективность борьбы с криминальным предпринимательством.
Опубликовано в журнале «Законность», 1997, № 1. С. 2−5.