Законность и национальный сепаратизм
В. Осин
Кандидат юридических наук
Известно, что сепаратизм как явление социальной жизни представляет собой стремление определенных общественно-политических сил к обособлению, выделению или отделению в целях образования новых национально-государственных или территориальных образований, не предусмотренных действующим законодательством.
В российской действительности наблюдаются различные виды сепаратизма, однако наибольшую угрозу для безопасности страны представляет национальный сепаратизм.
Наряду с целью отделения регионов от Российской Федерации, национальный сепаратизм стремится прежде всего узаконить свое существование как в республиканском, так и в федеральном законодательстве.
Как правило, национальный сепаратизм, отражая интересы элитной национальности в регионе, которая стремится к захвату власти, в своем зарождении выглядит безобидным. Первоначальный этап связан с законодательным закреплением статуса округа, края, области. Затем ведется работа по обособлению территории. При этом никто интересами народа, проживающего на территории региона, не интересуется. А статистика свидетельствует, что сепаратистов поддерживает не более 10 — 15 % от общего числа проживающих в регионе.
Активизация сепаратистских тенденций объясняется отчасти тем, что сейчас нет четкой национальной политики. Договоры с субъектами федерации лишь временно снизили часть возникших разногласий.
Лидеры национального сепаратизма стремятся к разделу и переделу собственности, созданию условий для свободного доступа к экономическим ресурсам регионов, особенно имеющих нефтяную или газовую промышленность, лесозаготовительные комплексы и другие прибыльные предприятия. Поэтому они идут на любые нарушения федеральных законов путем принятия своих законов, отвечающих интересам только титульной нации.
Анализ текстов действующих конституций субъектов федерации свидетельствует, что не всегда основополагающие принципы, заложенные в Конституции Российской Федерации, находят развитие в конституциях субъектов федерации.
Прежде всего это касается государственно-правового статуса республик в составе Российской Федерации. Например, в статье 61 Конституции Республики Татарстан отмечается, что Республика рассматривает себя как «суверенное государство, субъект международного права». Особые отношения с Российской Федерацией отстаиваются и в Конституции Республики Тува. В ст. 2 этой Конституции сказано, что в период чрезвычайной ситуации, политического и государственного кризиса в Российской Федерации на территории Республики Тува действуют Конституция и законы Республики Тува.
Несомненно, такие нормы о суверенитете противоречат Конституции Российской Федерации. В ней нет положений о государственном суверенитете республик. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Конституции РФ суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Согласно ч. 1 ст. 65 Конституции РФ республики находятся в составе Российской Федерации в качестве ее субъектов.
Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (п. 5 ст. 66 Конституции РФ).
Провозгласив себя в качестве суверенных государств, некоторые республики нарушили тем самым один из основополагающих принципов федеративного устройства Российской Федерации — принцип равноправия субъектов Российской Федерации. А право на самоопределение народа заменили на право самоопределения среди этого народа отдельной нации. Например, особую роль коренных титульных наций определяют нормы Конституций Республик Башкортостан (ст. 69), Коми (ст. 3), Бурятия (ст. 60).
Несомненно, что такие нормы ограничивают права других наций и народов, проживающих в республике, особенно русских, которых, как показывает статистика, проживает значительно больше, чем той нации, что провозгласила себя источником государственности. Такие «правовые национальные преимущества» в будущем могут привести к обострениям межнациональных отношений.
Кроме того, особый государственно-правовой статус некоторых республик подрывает принцип единства, непротиворечивости правовой системы.
Особую опасность таят в себе положения о создании территориальных воинских и иных формирований (ст. 70 Конституции Республики Саха (Якутия). К чему привело наличие вооруженных сил в Чечне, известно всему миру.
В Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы определяются «как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Поэтому правовое регулирование владения землей и другими природными ресурсами должно осуществляться как федеральным, так и республиканским законодательством. Однако большинство республик пошли по пути самостоятельного правового регулирования этих вопросов.
В Конституции Республики Саха (Якутия) землю, недра, воды, растительный и животный мир объявили достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории республики (ст. 5 Конституции). Такое же правовое регулирование пользования землей и другими природными ресурсами отражено и в Конституциях Республик Тува (ст. 14), Татарстан • (ст. 9), Бурятия (ст. 8), Башкортостан (ст. 10), Дагестан (ст. 14).
В Конституциях этих республик отсутствуют ссылки на наличие федеральной собственности на землю, недра, воды, растительный и животный мир. Тем самым федеральной государственной собственности в этих республиках нет. Однако в ст. 62 Конституции Республики Бурятия говорится о владении, распоряжении и пользовании землей и другими природными ресурсами федеральными органами.
Запрещают частную собственность на землю Конституции Республик Саха (Якутия) (ст. 119) и Тува (ст. 9), что явно противоречит п. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации.
Существенное влияние сепаратистских тенденций проявляется на формирование федерального бюджета. Несмотря на то, что федеральный бюджет, налоги и сборы отнесены к ведению Российской Федерации (п. 3 ст. 71), в Конституциях Республик Саха «(Якутия) (ст. 131) и Башкортостан (ст. 154) устанавливается, что их законодательные органы определяют (утверждают) размеры взносов республик в бюджет Российской Федерации.
В этой связи требуется принятие федерального закона, который четко регламентировал бы федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. Иначе с формированием федерального бюджета будут постоянные проблемы.
Устранение таможенных границ внутри России более двух столетий назад стало условием, способствовавшим развитию экономики, обеспечивая свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.
Не случайно таможенное регулирование отнесено к ведению Российской Федерации: не допускается установление таможенных границ, пошлин и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров (п. 1 ст. 74 Конституции). Однако допускают создание собственных таможен Конституции Тувы (п. 15 ст. 73) и Башкортостана (п. 6 ст. 88).
Не замечать таких противоречий уже не имеют права ни политики, ни законодатели, ни правоприменители. Когда-то ведь сработают нормы, противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральным законам!
Лидеры титульных наций в критические для республик моменты будут отстаивать справедливость своих решений ссылками на свои Конституции и свое законодательство, будут звать под свои знамена тех, кто получал от них блага и преимущества за счет других народов, проживающих на территории республики.
Все это в России было и неоднократно повторялось даже при жизни одного поколения. Но каждый раз в период затишья содеянному не всегда давалась как политическая, так и правовая оценка.
Представляется, что в современных условиях необходимо проявить твердость в соблюдении соответствия законодательства субъектов федерации федеральному закону. Следует лишить лидеров национального сепаратизма права принимать конституции, противоречащие Конституции Российской Федерации. За подобные действия, а не только за насильственное свержение конституционного строя, должен сурово наказывать уголовный закон.
Анализ законотворческой деятельности республик субъектов федерации свидетельствует, что никакого насилия для установления власти титульной нации не требуется. Вместо власти всего народа, проживающего на территории республики, путем принятия «своей» конституции узаконивается власть национальной элиты. А далее по цепочке: на все должности от министра до начальника участка, цеха — только люди «своей национальности» и т. п.
В таких республиках вероятность вооруженного столкновения между титульной нацией и другими народами, проживающими в республике, наиболее вероятна. Поэтому следует мирным и правовым путем приостановить действие на территории Российской Федерации всех норм, противоречащих Конституции России и федеральным законам, обеспечить истинное народовластие в республике в соответствии с правовой базой Российской Федерации. Сделать это следует безотлагательно, иначе национальный сепаратизм проникнет не только во властные структуры, но и во все сферы общественной жизни страны.
Особую опасность представляет организация по национальному признаку правоохранительных органов и судов. Несмотря на то, что согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура составляет единую централизованную систему, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом, в Конституциях Республик Татарстан (ст. 156), Башкортостан (ст. 144) и Тува (ст. 96) записано, что полномочия, организация и порядок, деятельности органов прокуратуры определяются республиканскими законами.
Кроме того, в этих же республиках назначение прокурора республики отнесено к ведению их законодательных органов, а назначение иных прокуроров осуществляет не Генеральный прокурор России, а прокурор республики. Тем самым проигнорировано положение чч. 2, 3 и 4 ст. 129 Конституции РФ о том, что «прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами».
Опасность сложившейся ситуации для единства системы правоохранительных органов, а следовательно и защиты прав и интересов граждан и государства, либо не понимают, либо, как и ранее, надлежащий прокурорский надзор зависит от политических веяний и о нем вспоминают, когда возникает угроза ограничения прокурорской деятельности.
О каком надлежащем прокурорском надзоре за законностью можно говорить, если в прокуратуре республики будут работать в основном лица титульной нации, назначенные не по деловым и моральным качествам, а лишь по принадлежности к той нации, которая завладела властью в республике?
История России показывает, что такая организация жизни общества приводила не только к вражде между нациями, но и внутри одной нации велась кровавая война между «семьями», «тейпами» и другими иноплеменниками с разграблением государственного достояния.
Смена национальных элит во властных структурах долгого мира дать не может. Мирный путь возможен лишь при делении России по территориальному признаку и создании условий для применения Конституции РФ. Только в этих условиях люди всех национальностей получат возможность для своего развития.
Разве может считаться нормальным положение, когда, например, ингуш, проживающий в России или в США, считает своим президентом того, кто избран таковым в Республике Ингушетия, а не Президента России или США?
Все, присущее отдельной нации, может развиваться лишь при условии, что другие народы, проживающие на территории субъекта федерации, имеют равные права со всеми, когда представители одной нации улучшают жизнь не за счет ограничения условий жизни другой нации. Создать равные условия позволит только территориальное деление России. Несомненно, что оно пройдет под сопротивлением элитарной нации в субъектах федерации, но потери от сопротивления будут значительно меньшими, чем от национально-освободительных движений и войн.
Представляется, что в этой трудной работе первенство должно отдаваться восстановлению единой правовой системы, а также единой правоприменительной деятельности. Разве может быть нормальным положение, когда вопросы судоустройства и судопроизводства регулируются исключительно республиканскими Конституциями и законодательством, а их финансирование производится из республиканского и федерального бюджета?
Кроме того, назначение судей осуществляется органами государственной власти субъектов федерации, а судьями могут быть только граждане республик. При такой системе судьи будут больше руководствоваться не законом, а указаниями местных президентов. Национальная целесообразность придет на смену пролетарской, оставляя в наследие самоуправство и беззаконие.
Введение в республиках двойного гражданства не только осложнило ситуацию с правовым статусом личности, но и существенно ограничило права и свободы граждан России, проживающих на территории республик, но не являющихся гражданами этих республик.
В п. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации отмечается, что «граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления». Однако в большинстве республик это право закреплено только за гражданами этих республик. Правом быть избранным главою государства (президентом), главою (председателем) законодательного органа, депутатом законодательного органа наделяются исключительно граждане этих республик.
Таким образом, в республиканских конституциях узаконивается неравенство прав и свобод граждан, проживающих на их территории: устанавливается особый статус республик, как суверенных государств, особый порядок действия на их территориях Конституции Российской Федерации.
Такое положение в обществе является более опасным, чем все вместе взятые проявления организованной преступности. Национальный сепаратизм, получив власть, старается узаконить себя путем игнорирования федеральных законов и обустраивания жизни в субъекте федерации по правилам, устраивающим властвующую нацию.
В тех сложных социально-экономических и политических условиях, в которых находится сейчас Россия, лидеры организованной преступности не откажутся от возможности поддержать сепаратистские тенденции, а затем и возглавить их.
В России, как ни в какой иной стране, сейчас есть условия для перерастания организованной преступности в новое качество приходом во власть. Вначале в субъектах федерации. Станет легальным то, что сегодня хотя бы формально на федеральном уровне признается преступным: появятся вновь неприкасаемые группы должностных лиц, запретные для внимания правоохранительных органов отдельные отрасли промышленности и территории. Станет запретной сама тема о проблемах борьбы с организованной преступностью.
Чтобы этого не случилось, необходимо, на наш взгляд, осуществить:
— исполнение всеми субъектами Российской Федерации положений о верховенстве Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории России; обеспечение высшей юридической силы Конституции Российской Федерации; равенства прав и свобод граждан для всего многонационального народа Российской Федерации;
— привлечение к ответственности лидеров политических партий и общественных организаций, чья деятельность угрожает территориальной целостности России либо ведет к колонизации тех народов, что проживают на территории «титульной нации»;
— применение уголовных норм за нарушение равноправия граждан по признаку расы, национальности или отношения к религии (ст. 74 УК), за поддержку сепаратистских движений ( ст. ст. 170, 171 УК), а также за воспрепятствование осуществлению гражданами Российской Федерации своих избирательных прав либо работе избирательных комиссий (ст.
132 УК);
— правовую экспертизу всех национальных движений и групп на предмет их соответствия уставам и программным документам;
— разработку и принятие федеральных законов об общих принципах разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, о правах и обязанностях субъектов Российской Федерации;
— приостановление действия договоров, заключенных субъектами федерации и вступивших в противоречие с действующей Конституцией России и федеральными законами.
Опубликовано в журнале «Законность», 1996, № 2. С. 11−15.