Кому нужен неработающий закон о борьбе с коррупцией?
Опубликовано в журнале «Законность» № 8 за 1994 г. С. 2-5.
В. Осин
Заместитель начальника лаборатории по разработке проблем борьбы
с организованной преступностью ВНИИ МВД РФ, кандидат юридических наук
Сейчас все больше внимания уделяется законотворческой деятельности Государственной Думы, которая в числе первоочередных должна рассмотреть закон «О борьбе с коррупцией». Он уже был принят Верховным Советом, однако в действие не вступил из-за того, что в августе 1993 г. был возвращен Президентом Российской Федерации для повторного рассмотрения.
Ознакомление с очередным вариантом, представленным в Государственную Думу разработчиками этого законопроекта, убеждает, что почти все замечания Президента оставлены без внимания, а новый вариант стал даже хуже, чем принятый Верховным Советом[1]. Рассмотрим главные недостатки обоих законопроектов.
В основу закона, принятого Верховным Советом, была положена во многом непродуманная концепция, а предложенные изменения и дополнения уголовного законодательства сделали бы фактически неработающими статьи об ответственности за взяточничество.
Взяткой предлагалось признавать, в частности, противоправное принятие недолжностным лицом материальных, иных благ и преимуществ в связи с выполнением им государственных функций или использованием основанных на этом авторитета и возможностей, если взятка получена в значительном размере.
Даже студент юридического факультета способен определить, что предлагаемая формулировка формально оставляет за пределами уголовной ответственности должностных лиц.
Можно подумать, что недолжностные лица самые коррумпированные в России, поскольку именно с ними связано определение взятки и разработчиками проекта предложено наказывать их лишением свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества. А должностные лица, к которым отнесены государственные и муниципальные служащие, руководители органов территориального общественного самоуправления населения, могли отделаться штрафом в размере от 350 до 500 минимальных размеров оплаты труда.
Грубейшая, на наш взгляд, ошибка не была замечена ни теми, кто составлял и рецензировал закон, ни теми, кто принимал его при первом и втором чтениях в Верховном Совете.
Как собирались работать с таким нормативным актом и на что надеялись те из сотрудников органов внутренних дел, которые поддерживали принятие заведомо непригодного закона, понять трудно. Может, готовили базу, чтобы еще раз прикрыть свое неумение и бездеятельность в борьбе с коррупцией ссылками на новый несовершенный закон.
Казалось бы, в Госдуме должны были более внимательно отнестись к замечаниям Президента и других оппонентов. Идеальным было бы рассмотрение альтернативных проектов, чтобы взять за основу наилучший. Но нет, опять политические интересы довлеют над интересами дела. Идеи дилетантов становятся более актуальными, чем предложения профессионалов. Группе, фактически провалившей работу, представившей в Верховный Совет неработающий закон, вновь поручается представить проект, но теперь уже в Государственную Думу, и монопольно решать, какие замечания учитывать, а какие оставлять без внимания.
Госдуме фактически предложен очередной вариант закона «О борьбе с коррупцией» не только со старыми ошибками, но и с такими «новациями», которые еще более осложнят его применение на практике.
Структура нового законопроекта основана на старом и ошибочном тезисе о том, что коррупция — болезнь государственная. Это породило идею о «лицах, уполномоченных на выполнение государственных функций» (ст. 2). Однако попытка разъяснить это понятие мало что проясняет.
Анализ ст. 8 законопроекта, в которой предусматриваются меры финансового контроля, приводит к выводу о том, что и сами разработчики проекта плохо понимают, кого относить к «лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций», а кого к «должностным лицам».
Проект обсуждался в одном из управлений МВД РФ, и почти все участники обсуждения признали его неподготовленным для использования на практике. А присутствующие при этом разработчики проекта так и не смогли убедительно разъяснить, кого же следует считать «недолжностными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций».
Странной после этого выглядит поддержка законопроекта руководством Главка по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД РФ. Кому нужен неработающий закон? Почему к мнению сотрудников лаборатории института МВД, где впервые была поднята проблема борьбы с организованной преступностью и коррупцией, остались глухи, а группе, которая дважды представила варианты неработающих законов, доверили еще разработку и закона «О борьбе с организованной преступностью»? Время покажет, чего здесь больше — некомпетентности или преклонения перед лицами, поставившими подписи под ущербным законопроектом.
Мало только желания иметь надлежащую правовую базу для борьбы с коррупцией. Важно еще и понимать, какой именно сейчас нужен закон. И только тогда можно соглашаться с предложенным вариантом.
Если сами разработчики проекта не могут чётко определиться, кого относить к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, t кого — к должностным, а кого—к недолжностным лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций, то чего же ожидать от практиков!
Иллюзорными выглядят и надежды на профилактику правонарушений, связанных с коррупцией (ст.ст. 8—12), а разрешение принимать подарки в размере двух минимальных оплат (более 40 тыс. руб.) в течение года фактически легализует поборы на эту сумму с каждого, кто обратится к «лицу, уполномоченному на выполнение государственных функций».
Особую опасность для граждан России содержит формулировка (ст. 13), дающая возможность уклониться от ответственности за дачу взятки руководителям различных негосударственных хозяйствующих субъектов. Например, если взятка дается от имени юридического лица, то отвечать будут все работники предприятия, организации или учреждения, так как штрафы будут платить из их общего кармана, а при ликвидации юридического лица по вине коррумпированных руководителей добросовестные работники предприятия останутся безработными.
Кроме того, при возложении ответственности на юридических лиц в сфере административного права немедленно возникнут трудности с применением таких мер, поскольку потребуется дать ответы, например, на такие вопросы: что понимать под виной юридического лица? совпадает ли умысел и неосторожность в действиях юридических и физических лиц? несут ли ответственность при вине юридического лица его должностные лица?
Проект закона предписывает сообщать сведения о доходах, недвижимом и ценном движимом имуществе не только лиц, исполняющих государственные функции, но и членов их семей. Авторов проекта мало волнует, как это соотносится с правами и свободой граждан, изложенными в ст. ст. 17, 23, 24 Конституции Российской Федерации. А как быть, если не все члены семьи согласятся давать такие сведения?
Особенно небрежно в рассматриваемом проекте сформулированы статьи о должностных преступлениях. Вновь говорится о «недолжностных лицах». Однако кого следует относить к ним, не определено. Если всех «иных лиц», которые не перечисляются в проекте, то теряется смысл предложенной классификации субъектов коррумпированного поведения. Все это делает неработающими все шесть статей УК, с которыми авторы связывают усиление борьбы со взяточничеством (170 —1741, 1742). Так, из статьи, предусматривающей ответственность за превышение власти или служебных полномочий (ст. 171), не ясно, как может недолжностное лицо выйти за пределы полномочий, предоставленных ему законом. Или почему гражданин, лишь зарегистрированный в качестве кандидата на занятие выборных должностей, должен нести наказание за превышение власти или служебных полномочий?
Формулировка статей, предусматривающих ответственность за взяточничество, обязывает работников правоохранительных органов заниматься арифметическими подсчетами, так как «недолжностным лицам» разрешается взятка в размере минимальной оплаты труда, а для должностных лиц, получивших взятку в незначительном размере, предусматривается уголовная ответственность до пяти лет лишения свободы (ч. 2 ст. 173).
Лица же, которые дали взятку в незначительном размере, никакой ответственности не несут (ст. ст. 174 и 1741). Это позволит одним безнаказанно брать малыми долями любые взятки, а другим малыми долями отдавать заранее обусловленные суммы.
Вот и вся эффективность новых дополнений и изменений в уголовный кодекс.
Никакого простора для использования оперативно-розыскных мер предложенные формулировки в примечаниях к статьям за взяточничество не дают. Действующее примечание к статье о даче взяткц (ст. 174) имеет существенные преимущества, и лишь неумелое использование ее положений на практике не позволяет правоохранительным органам применять ее в борьбе со взятками.
Несомненно, что новое социально- экономическое состояние России требует принятия новых законов, которые позволяли бы именно правовыми мерами вести борьбу с криминальными явлениями. Однако законопроект «О борьбе с коррупцией» таковым не является.
Кроме того, напрасно надеяться только на новые законы, не совершенствуя методику и тактику борьбы с коррупцией. Новые конституционные требования к доказательствам требуют нетрадиционных мер борьбы с этим явлением. Рассчитывать лишь на свидетельские показания и на признания обвиняемых, как в прежние годы, значит ни на что не рассчитывать, кроме как на оправдательный приговор. А если учесть, что возрождаются суды присяжных, то значение доказывания в суде обретает иную силу.
Сегодня у оперативных подразделений есть мощнейшее оружие — Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», который позволяет использовать в сборе доказательств новые, нетрадиционные меры, однако на практике они почему-то остаются почти неиспользованными. Как показывает общение с сотрудниками оперативных подразделений, не все даже знают, основные положения закона. А ведь с его помощью можно значительно сократить латентность коррупции и расширить доказательственные возможности изобличения, допустим, взяточников.
Когда сотрудники органов внутренних дел с телеэкранов или по радио на всю страну объясняют, что невозможно бороться с коррупцией из-за большой ее латентности, из-за того, что граждане не обращаются с заявлениями, то таким сотрудникам срочно надо менять профессию.
В новых условиях борьбы с коррупцией они продолжают не замечать п, 6 ст. 108 УПК, согласно которому поводом к возбуждению уголовного дела является и непосредственное обнаружение сотрудниками правоохранительных органов признаков преступления. Дожидаться заявлений или явки с повинной совсем не обязательно.
Казалось бы, ну что мешает оборудовать видеотехникой и микрофонами специальную машину и проехаться со специалистами по улицам Москвы и выявить мздоимцев из работников ГАИ, а после суда показать всю эту операцию по телевидению. Или, например, под прикрытием различных документов самим оперативникам или лицам, сотрудничающим с ними на контрактной основе, внедриться на рынки в Москве, попытаться получить лицензию или разрешение создать предприятие и со всей убедительностью доказать вину коррумпированных чиновников. И ведь сделать это можно в рамках действующих законов. И без всяких экивоков на зарубежные законы и практи-
Совсем не надо ждать новых законов. Пока законопроекты используются в целях политической или групповой рекламы, пока не отлажены механизмы отбора лучших законопроектов, на хорошие законы надеяться не стоит.
[1] Статья подготовлена с учетом формулировок первого варианта законопроекта.